Главная страница |   Словарь финансовых терминов |   Услуги банков |   Законодательные акты |   Экономическая литература |   Публикации и статьи
   Про кредиты

Чем грозит просрочка платежа по кредиту?

Берем созаемщика по кредиту

Как избежать проблем при погашении кредита

Как получить кредит без подтверждения дохода

Ответственность поручителя по кредиту

Отличия потребительского кредита и кредитной карты

Мошенничества при получении кредита

Как пользоваться кредитной картой


   Про автокредиты

Новый вид автокредита – «без документов»

Автокредит: особенности погашения

Автокредит по программе BuyBack


   Про биржи

Биржи и принципы биржевой торговли

Основные виды биржевых операций

Работа лондонской биржи металлов

Фондовые биржи

Кухонна мийка: вибираємо зі знанням справи за допомогою сайту Nowyny.com/.
За небольшую оплату муфта компрессора недорого, со скидками.

Задачи финансовой политики


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.

Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Мы рассмотрели общие финансовые мероприятия нашей республики в связи с новым курсом экономической политики.
Задачи всей работы финансовых органов сводятся прежде всего к оздоровлению нашего денежного обращения (т. е. восстановления такого обращения денег, при котором деньги не падают в цене, а более или менее постоянно сохраняют свою ценность) и организации такого финансового аппарата, который способствовал бы наибольшему экономическому развитию производительных сил; кредитные операции, здоровая и крепкая налоговая система.
Мы видели, что налажение крепкого денежного хозяйства, т. е. хорошей системы налогов, правильно без перебоев работающего кредитного аппарата, и т. д., невозможно было без устойчивого денежного обращения, при наличности таких неустойчивых денег, как наши старые совзнаки.
Необходимо было прежде всего стремиться к укреплению их курса, к выравниванию их ценности.
Вся наша финансовая политика в прошлом и в настоящем диктуется классовой организацией Советского государства и его задачами. Мы не отказались и не отказываемся от диктатуры рабочего класса, мы не отказались и от полной экономической победы над капитализмом, в частности, от борьбы с капитализмом у нас, в России. В области промышленности мы боремся с капиталом путем организации крупных предприятий, удешевления в них производства и т. д.

Классовый характер финансовой политики

В области финансовой политики мы должны стремиться к тому, чтобы не выпускать из своих рук руководство всей финансовой жизни страны — кредит должен быть сосредоточен в руках государства. Государственный банк должен быть, если не единственным, то главным, центральным банком, от которого зависят все другие, без которого они не могут существовать. Самая деятельность банка должна быть направлена к кредитованию, поддержке государственной промышленности, а не частной; условия, на которых кредитует Государственный банк, должны быть различные для государственных и частно - капиталистических предприятий.
В области налоговой политики мы постепенно должны переходить от косвенных налогов к прямым. Косвенные налоги, в условиях разрушенного аппарата для взимания налогов, наиболее удобно взыскивать, так как для этого не нужно учитывать ни имущественного положения плательщиков, ни числа душ и т. д., — просто к стоимости продукта делается надбавка, которая в виде чистого налога поступает в распоряжение государства. А так как косвенный налог можно вводить только на предметы широкого потребления (так как иначе налог ничего не даст), то бремя таких налогов ложится на широкие массы. Наша налоговая работа должна строиться так, чтобы налоги косвенные ложились на имущие классы (на вино, предметы роскоши) и постепенно заменялись налогами прямыми, так взимаемыми, чтобы главная тяжесть падала тоже на буржуазию.
Налоги необходимы в каждом государстве, так как государство должно иметь средства на содержание всех тех учреждений, которые не могут окупаться, которые нельзя перевести на хозяйственный расчет. В то время, как железные дороги, почта, телеграф могут быть переведены на хозяйственный расчет, т. е. содержать сами себя, вся просветительная работа, медицинская помощь, не говоря уже о содержании самого аппарата управления, должны содержаться на средства государства, а эти средства черпаются из налогов. Чем крепче будет наша государственная промышленность, чем лучше научатся советские Государственные учреждения торговать, тем богаче будет государство и тем меньше средств нужно будет получать через налоги, но пока налоги являются главным источником для содержания тех учреждений, которые сами не могут окупить свое содержание.
До сих пор отдельные налоги вводились на общегосударственные нужды, так же точно, как и на специальные (помощь голодающим, налог на восстановление сельского хозяйства). Введение последних было необходимо, так как перед нами вставали специальные задачи, специальные расходы, которые нужно было покрыть. Помимо того, у нас существовало несколько различных прямых налогов, не сведенных в одно целое.
Задачей ближайшего времени было установление единого прямого налога, который давал бы в распоряжение государства все те средства, которые ему необходимы. Эту задачу мы выполнили.

Выводы.
Таким образом, финансовая политика СССР в настоящий переходный период сводится к следующему:
1. Ввиду того, что мы живем в период государственного капитализма, когда, несмотря на то, что мы имеем в руках государства крупнейшие части хозяйства, распределение товаров носит характер капиталистический, т. е. производится не путем планового распределения, а через рынок путем купли - продажи, — деньги являются необходимым условием и средством обмена. Поэтому восстановление денежного обращения является первоочередной задачей.
2. Война, повлекшая сокращение производства и разрушившая товарооборот, разрушила денежную систему республики; необходимость извлечь товары с рынка и обеспечить армию и трудовое население заставило советское правительство выпускать новые и новые деньги, что способствовало падению их ценности по мере того, как сокращалось количество товаров и разрушался оборот товаров.
3. Нормальное денежное обращение возможно при оздоровлении производства, увеличении товаров, укреплении промышленности и развитии торговли. Но наряду с этим и для закрепления проведенной реформы необходимы следующие меры, чисто финансового характера, способствующие сокращению эмиссии и оздоровлению хозяйства:
а) сокращение государственных расходов и увеличение доходов;
б) проведение внешних и отчасти внутренних займов;
в) нормализация и упорядочение работы всех финансовых учреждений;
г) развитие кредита, торговли и промышленности через работу Государственного банка и смешанных (при участии государства и частного капитала).
4. Для сокращения расходов: а) снимается с государственного снабжения часть предприятий и переводится на хозяйственный расчет или сдается в аренду; б) сокращаются штаты учреждений; в) уменьшаются общегосударственные расходы на учреждения, не создающие материальных ценностей (просвещение, здравоохранение); г) передается часть расходов на местные средства.
5. Увеличение доходов достигается путем: а) введения прямых и косвенных налогов на население, преимущественно на имущие классы; б) увеличением производительности труда государственных предприятий и предприятий местных коммунальных хозяйств.
6. При проведении налогов часть их взимается в общегосударственном масштабе и идет на общегосударственные нужды, часть устанавливается местными органами и расходуется на местные нужды. Косвенные налоги занимают значительное место ввиду невозможности проведения правильного взимания прямых налогов, но постепенно вытесняются налогами прямыми.
7. Заключение внешнего займа должно способствовать восстановлению государственной промышленности, расширению рынка, увеличению на рынке товаров, а тем самым и укреплению всего товарооборота и денежного обращения. Но заем должен быть заключен на выгодных для государства условиях, не закабаляя республику иностранному капиталу.
8. В интересах развития промышленности необходима организация кредита, т. е. выдача ссуд для надобностей промышленности и торговли, в интересах ускорения товарооборота и развития производительных сил. Поэтому необходимо развитие деятельности Государственного банка. Организация других банков допустима под контролем Государственного, как главного центрального кредитного органа.
9. Все мероприятия, которые необходимы для восстановления денежного обращения, должны проводиться в советской республике при условии постоянного классового подхода к поставленной задаче и при непременном и ясном представлении о конечной задаче настоящей экономической политики, т. е. уничтожении капиталистических отношений через победу над частным капиталом.
Поэтому при проведении всех мер по укреплению ценности денег и восстановлению денежного обращения необходимо:
а) вводить налоги, которые ложатся на нетрудовые элементы;
б) повышать налоги на частные предприятия по сравнению с государственными и кооперативными;
в) вводить косвенные налоги на предметы роскоши, вино, табак, и т. д., постепенно освобождая от налогов предметы первой необходимости;
г) при организации кредита, в первую очередь поддерживать государственные и кооперативные трудовые организации, облегчая им условия расплаты и понижая проценты за счет кредита частным лицам и учреждениям;
д) сосредоточить кредитные операции в руках государства, не допуская возникновения частных бесконтрольных банков, которые могли бы овладеть рынком и тем самым вырвать из рук государства регулирование всей экономической жизни государства.
10. Необходимо усиливать плановое начало в деятельности финансовых органов, связывая теснее работу Государственного банка с Госпланом, подчиняя политику финансовых органов все больше и больше плановым органам и задачам всего хозяйства в целом.

ПОВЕРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какую роль играют деньги в капиталистическом хозяйстве? 2. Почему Советская власть аннулировала деньги? 3. Почему во время революции деньги падали в цене ? 4. Что такое государственный бюджет? 5. Что такое государственные доходы? 6. Какие прямые налоги имеются в СССР? 7. Какие у нас косвенные налоги? 8. Какие задачи стоят перед нами в налоговой политике? 9. Какую роль в хозяйстве играет кредит? 10. Какие банки имеются в СССР? 11. Какое значение имел выпуск банкнот? 12. Когда и как проведена денежная реформа в СССР? 13. Зачем нужны займы? 14. Какие займы выпущены в СССР? 15. Какое значение имеет для нас внешний заем? 16. Зачем нам нужны сберегательные кассы? 17. В чем заключается классовый характер нашей финансовой политики?

ЛИТЕРАТУРА.

Преображенский. Бумажные деньги в эпоху пролетарской диктатуры.
Его же. Финансы в эпоху диктатуры пролетариата.
Сокольников Государственный капитализм и новая финансовая политика.
Кузовков. Азбука финансовой политики.
Каменев. Доклад на XII съезде РКП о налоговой политике в деревне.
Сокольников. Доклад иа XII съезде РКП.
Кузовков. Финансовая система в период накопления.
Юровский. На путях к денежной реформе.
Единый с.-х. налог 1924-25 г. г. .Сборник материалов".
Проф. М. Н. Соболев. Очерки финансовой науки.
Г. Сокольников. Денежная реформа.
Цюрупа. Доклад о с.-х. налоге на XIV конференции РКП.
Б. В. Сигал. Итоги денежной реформы.

Продолжение книги

Сведения о рынке ипотеки в Ростов-на-Дону и Ростовской области, сроки кредитования
   Про ипотеку

Особенности социальной ипотеки

Способы погашения ипотечного кредита

Условия ипотечного кредитования

Причины отказа по ипотечному кредиту


   Про страхование

Страхование загородной недвижимости

Автокредит - экономим на страховке

Cтрахование автотранспорта

Основные ошибки при автостраховке

   Про инвестиции

Инвестиции и критерии оценки их эффективности

Инвестиции в драгоценные металлы

Покупка акций как вариант инвестирования

Облигации как объект инвестирования

Что выбрать - фондовый рынок или недвижимость?


© Копирование материалов данного сайта запрещено