Главная страница |   Словарь финансовых терминов |   Услуги банков |   Законодательные акты |   Экономическая литература |   Публикации и статьи
   Про кредиты

Чем грозит просрочка платежа по кредиту?

Берем созаемщика по кредиту

Как избежать проблем при погашении кредита

Как получить кредит без подтверждения дохода

Ответственность поручителя по кредиту

Отличия потребительского кредита и кредитной карты

Мошенничества при получении кредита

Как пользоваться кредитной картой


   Про автокредиты

Новый вид автокредита – «без документов»

Автокредит: особенности погашения

Автокредит по программе BuyBack


   Про биржи

Биржи и принципы биржевой торговли

Основные виды биржевых операций

Работа лондонской биржи металлов

Фондовые биржи


Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/u2949169/novouralsk.ru/docs/04788ef2cd904f81439405a5c73b175837de1f55/linkfeed.php on line 296

Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/u2949169/novouralsk.ru/docs/04788ef2cd904f81439405a5c73b175837de1f55/linkfeed.php on line 304

Notice: Undefined variable: n in /home/u2949169/novouralsk.ru/docs/politekonomia36.html on line 109

Плановое хозяйство


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.

Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Основная мысль сводилась к тому, что государство считает необходимым вмешаться в самую обработку земли, проводить плановое хозяйство в земледелии, требуя расширения площади засева, постепенно вводя новые способы обработки земли и замены плохих сортов злаков и трав новыми, более выгодными.
Через посевкомы и селькомы, втягивая крестьян в плановую работу, заставляя их самих организовываться и улучшать свое производство, государство регулирует (направляет) развитие сельского хозяйства сверху донизу подобно тому, как это было в области промышленности.
„Строительство совхозов и коллективов не есть главный фактор социалистического переустройства русского сельского хозяйства. Главным фактором будет принудительное государственное регулирование сельско-хозяйственного производства в целом, регулирование, которое будет проникать все глубже и перейдет в государственную организацию этого производства" *,— вот что ставится во главу угла сельскохозяйственной и земельной политики. И дальше тов. Осинский, слова которого мы только что приводили, дает общий план государственного регулирования сельского хозяйства.
„Центр работы социалистического строительства в массовом принудительном вмешательстве государства. Оно начинается с борьбы против недосева. Предъявляются требования засеять обязательно весь яровой или озимый „клин" своими семенами.... Производственного плана здесь нет, начатки его касаются толко полевого хозяйства. На будущий год к этому первому пласту может уже добавиться следующий: примитивные указания, чем именно засевать и как обрабатывать землю. Следующий пласт — взятие на учет и мобилизация людей, лошадей, инвентаря, как для организованного выполнения предшествующих требований, так и для переброски туда, где не хватает рабочих рук и средств производства. Далее идет полное регулирование севооборота, затем превращение индивидуальных полос в общественное поле с общественной запашкой. При этом присвоение полученного продукта (за исключением семенного фонда) долго может оставаться индивидуальным, с применением системы премий за наилучшую работу. В личной собственности остаются

*) Н. Осинский. — „Государственное регулирование сельского хозяйства." М. 1920 г.

также скот, инвентарь и пр., — они только находятся на учете и подлежат мобилизации на государственную повинность".
В условиях „военного коммунизма" государственное вмешательство-в крестьянское хозяйство носило характер внеэкономического воздействия административного давления. Других средств в напряженный период гражданской войны не было, а острота продовольственного вопроса требовала от государства напряжения всех сил. И сельское хозяйство постепенно разрушалось, производительность его падала, посевная площадь неуклонно сокращалась.

Влияние продразверстки на понижение производительности

В числе причин, которые способствовали развалу нашего сельского хозяйства, наряду с общими хозяйственными, т. е., сокращением количества скота, отсутствием орудий, нехватки людей и т. д., нужно считать еще одну немаловажную причину : это незаинтересованность крестьян в улучшении производства. Хлебная разверстка, по которой крестьянин должен был сдавать все продукты сверх необходимых ему для питания семьи, не способствовала развитию у крестьян желания расширить запашку, добиться большего урожая. Крестьянин знал, что у него будет взято все, что составляет излишек сверх нормы его питания, и у него не было никаких побудительных причин к расширению своего хозяйства. Тяжесть продовольственной разверстки была велика и терпима была только потому, что другого выхода не было: государство вело войну, ему необходимо было питать армию и рабочих, деревня должна была хлебом поддерживать Советскую власть. В речах тов. Ленина неоднократно проводилась и подчеркивалась мысль о том, что рабочие берут у крестьян взаймы хлеб, что государственная власть — должник крестьян. Эти заявления подтверждают, что крестьянин все годы революции, в течение всей гражданской войны, отдавал гораздо-больше, чем получал, отдавал столько, что не в силах был справиться с хозяйством.
Никакие мероприятия по улучшению производства не могут вызвать среди массы крестьянства желания применить их, пока эти массы не станут материально заинтересованы в этих улучшениях, не говоря уже о том, что эти мероприятия не могут быть фактически проведены, если: нет необходимых средств, а большая продовольственная разверстка фактически у крестьянина излишков не оставляла.

Отмена разверстки. - Продналог.

Поскольку гражданская война, оборона революции требовала жертв — постольку крестьяне наряду с рабочими несли жертвы, зная, что замена Советской власти какой-либо другой влечет за собой изменение земельных отношений и не в пользу крестьянства. Но с окончанием войны, когда армия начала сокращаться, когда перед нами встали мирные хозяйственные задачи и одновременно обнаружилось, что сельское хозяйство продолжает падать, производство хлеба все сокращается — встал вопрос о новой политике по отношению к крестьянству и сельскому хозяйству и прежде всего о замене разверстки продовольственным налогом, по величине своей меньшим, чем разверстка. Важно еще было и то, что размер налога должен был объявляться до начала весенних работ, чтобы крестьяне могли заранее знать, сколько с них причитается налога. Налог устанавливался на каждого хозяина отдельно, в зависимости от его надела, урожая, числа едоков, и сам хозяин отвечал за себя при уплате налога, тогда как при разверстке отвечало все село, т. е., аккуратные в уплате крестьяне полностью зависели от поведения неаккуратных.
Замена разверстки продовольственным налогом была принята X съездом РКП и затем проведена постановлением ВЦИК с весны 1921 года, причем сразу был установлен размер налога и порядок взноса его. Это постановление ВЦИК надо считать началом новой экономической политики, так как там устанавливалрсь, что крестьянин получает право распоряжаться излишками хлеба и других продуктов, оставшихся у него после взноса налога, т. е., имеет право их продавать и покупать взамен другие товары. Декрет о налоге фактически разрешал свободную торговлю и служил основой для всех законов о частной промышенности и торговле.
Но самый текст декрета говорит, что основная цель замены разверстки налогом заключалась прежде всего в развитии производительных сил сельского хозяйства и укреплении его: параграф первый декрета, а затем параграф восьмой подчеркивает это с достаточной ясностью:
„1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, — как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом".
„8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев, после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельско - хозяйственного производства".
Сельское хозяйство, разрушенное сначала империалистической, а затем гражданской войной, нужно было поставить в такие условия, которые дали бы ему возможность развиваться. Государственного регулирования для этого было мало, так как государство не в состоянии было обеспечить крестьян всем необходимым: и хотя еще в середине 1920 г. вопрос об изменении сельско - хозяйственной политики не ставился, в конце этого же года он созрел, а в начале марта 1921 г. стало необходимо, помимо государственной помощи крестьянству, дать возможность ему самостоятельно взяться за восстановление хозяйства, заинтересовать его, заставить самого принять меры к улучшению своего производства. Окончание войны, сокращение армии, возможность сокращения едоков, содержимых государством, — все это позволило быстро перейти; к новой политике, раскрепостив крестьянство от тяжести разверстки. Эта мера подготовлялась самой жизнью постепенно — уже на VIII Съезде Советов вопрос об изменении нашей политики по отношению к крестьянству висел в воздухе. Это положение и легло в основу закона о продовольственном налоге, поставив во всей широте вопрос о материальной заинтересованности крестьянства в своем хозяйстве.
На первый взгляд казалось, что переход к новой политике и отказ от принудительного регулирования крестьянского хозяйства есть отступление назад и что закон 1919 г. об организации земледелия теперь отменяется, так как единоличное хозяйство крестьянина становится; самостоятельным и независимым. Но противоречия здесь нет, так как новый закон о налоге и новые отношения к крестьянскому хозяйству не отменяют всех тех мероприятий, которые намечены в законе 1919 года,—и совхозы, и коллективы остаются точно так же, как поддержка среднего и бедного крестьянства, объединение бедноты, оказание ей материальной помощи, поднятие производительности труда путем пропаганды культурных методов обработки земли, объединения мелких участков и т. д. Все эти постановления и пути к развитию сельского хозяйства декрет о налоге не отменяет, но, в связи с ним, многое приобретает новый характер и новое содержание.

Меры к укреплению крестьянского хозяйства

Одновременно с декретом о продовольственном налоге принято ВЦИК'ом и постановление „ об обеспечении за крестьянским населением правильного и устойчивого пользования землей", где подтверждались прежние постановления об ограничении земельных переделов, о праве крестьян вести единоличное хозяйство и недопустимости урезывать земельные участки крестьян в пользу коллективов. Ничего нового в этом декрете; не было, но подчеркивались прежние декреты, которые теперь были важны для крестьян, снова заинтересованных в своем участке земли и стремящихся его укрепить за собой. Крестьяне заинтересованы теперь землей, и им предоставляется полное право самостоятельно устанавливать форму пользования землей и ее обработки. Правда, никакого регулирования в этой области не было предусмотрено и раньше, но, тем не менее, на практике всегда отдавалось предпочтение коллективам, и споры решались в их пользу.

Продолжение книги

Сведения о рынке ипотеки в Кызыле и Республике Тыва, сроки кредитования
   Про ипотеку

Особенности социальной ипотеки

Способы погашения ипотечного кредита

Условия ипотечного кредитования

Причины отказа по ипотечному кредиту


   Про страхование

Страхование загородной недвижимости

Автокредит - экономим на страховке

Cтрахование автотранспорта

Основные ошибки при автостраховке

   Про инвестиции

Инвестиции и критерии оценки их эффективности

Инвестиции в драгоценные металлы

Покупка акций как вариант инвестирования

Облигации как объект инвестирования

Что выбрать - фондовый рынок или недвижимость?


© Копирование материалов данного сайта запрещено