Главная страница |   Словарь финансовых терминов |   Услуги банков |   Законодательные акты |   Экономическая литература |   Публикации и статьи
   Про кредиты

Чем грозит просрочка платежа по кредиту?

Берем созаемщика по кредиту

Как избежать проблем при погашении кредита

Как получить кредит без подтверждения дохода

Ответственность поручителя по кредиту

Отличия потребительского кредита и кредитной карты

Мошенничества при получении кредита

Как пользоваться кредитной картой


   Про автокредиты

Новый вид автокредита – «без документов»

Автокредит: особенности погашения

Автокредит по программе BuyBack


   Про биржи

Биржи и принципы биржевой торговли

Основные виды биржевых операций

Работа лондонской биржи металлов

Фондовые биржи

Аренда звука

Недостатки централизации


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.

Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Не то было в России. Огромное количество мелких предприятий, часто невыгодных, убыточных мешало работе, саботаж со стороны служащих (главным образом, высшего технического персонала), отсутствие точного учета, плохая постановка бухгалтерских книг, — все это убивало огромное количество сил и средств.
Аппарат Высшего Совета Народного Хозяйства получался очень громоздкий, так как требовалось много людей для разнообразной работы, и самый аппарат, при отсутствии специалистов, тормозил работу. Блокада России со стороны капиталистов всех стран не давала возможности получить в течение долгого времени машины, необходимые для промышленности, так как старые на большинстве фабрик износились; долгое изолирование центрального промышленного района от продовольственных (Сибирь, Украина) истощило рабочих и понизило выработку на фабриках. Все в целом разрушило промышленность, и никакая плановая организация хозяйства в условиях тяжелой действительности не могла помочь восстановлению хозяйства. Не хватало необходимых условий, гарантирующих успешное развитие производительных сил, а самая война и содержание армии в несколько миллионов человек, которые сами ничего не создавали, а потребляли значительную часть и старых запасов, и производства текущего времени — еще больше разрушали хозяйство.
В таком катастрофическом явлении нет ничего удивительного.
„... Уже процесс отрицательного расширенного воспроизводства во время империалистической войны, — говорит Бухарин, — подорвал базу обмена, сократив до минимума количество продуктов, выбрасываемых городом, т. е. реальный продуктивный эквивалент, необходимый деревне. С крахом капиталистического производственного аппарата процесс производства почти замирает: живут на старые запасы, остатки, еще уцелевшие от войны и доставшиеся в наследство пролетариату. Деньги, которые в „нормальное" время представлялись самоценностью, окончательно обнаруживают себя, как посреднический знак, не имеющий самостоятельной ценности. Следовательно, для лиц, командующих массами сельско - хозяйственных продуктов, теряется почти всякий стимул доставке их в города. Общественное хозяйство распадается на две автономные сферы: голодаюций город и деревня, имеющая — несмотря на частичное разрушение производительных сил — довольно значительное количество никуда не сбываемых продуктов, „излишков". Распад сей общественно - производственной системы достигает своего кульминационного пункта. Этот фазис „экономической истории общества" выражается в обособлении двух главных подразделений общественного руда, — обстоятельство, при котором дальнейшее существование общества тановится невозможным".*
Еще больший разрыв несет с собой революция:
„Коммунистическая революция пролетариата, как и всякая революция, опровождается понижением производительных сил. Гражданская война, ,а еще такого гигантского масштаба, как современные классовые войны, когда не только буржуазия, но и пролетариат организован в государтвенную власть, экономически, с точки зрения ближайших циклов воспроизводства, есть чистый минус. Но мы уже видели на примере кризисов и капиталистических войн, что суждение с точки зрения есть ограниченное суждение; необходимо выяснить роль данного явления, сходя из дальнейших циклов воспроизводства, в их широком историческом масштабе. Тогда издержки революции и гражданской войны представятся, как временное положение производительных сил, которое создало тем не менее базу для их громадного развития, перестроив производственные отношения на новый лад.
Разрушение транспорта, невозможность в силу этого связать в одно целое различные части одного хозяйственного организма еще больше подрывают хозяйство. Перед пролетарской властью встает задача — в течение того периода поддерживать рабочий класс, удерживать массы рабочих от распыления, консервировать живую рабочую силу и орудия производства.

*) Н. Бухарин. — „Экономика переходного периода", стр. 79.

Такие же изменения произошли не только в производстве товаров. Износились машины, железные дороги, отсутствие ремонта разрушило шахты и рудники, количество паровозов уменьшилось, так как не поступало новых, а старые разрушались, а это расстраивало транспорт и влекло за собой общую разруху.
Работа промышленности шла все хуже и хуже, централизация ее не могла оправдать себя, так как не было возможности нормально, правильно эту централизацию провести. Когда хозяйство не только не налажено, но многие части его и не учтены, — централизовать управление, разбив его на главки, совершенно практически невозможно. У нас получились следующие явления: орган, ведавший топливными заготовками, который должен был снабжать фабрики топливом, работал настолько плохо, что не в состоянии был выполнять своих задач, тогда как отдельные фабрики, если бы обладали правом и средствами производить самостоятельные заготовки, могли бы тут же поблизости запастись топливом; но они сами заготовлять не могли, а по плану Главтопа его им во время не доставляли. Можно насчитать много случаев, когда, благодаря неналаженности централизованного аппарата, фабрики и заводы не могли получить мелких частей машин, имевшихся на складах, а без этих частей фабрики не могли работать. Эти перебои вскрыли необходимость изменения общего курса политики в организации промышленности, пересмотра существующего порядка управления ею и потребовали коренных преобразований в области, как производства, так и управления им. Фактически, за три года (1918 —1920) Высший Совет Народного Хозяйства не являлся таковым, т. е. не выполнял общих задач по направлению деятельности всего народного хозяйства страны, ограничиваясь управлением всей национализированной промышленностью, Уже к VIII Съезду Советов (1920 г.) выяснилось, что общая руководящая роль в области организации всего хозяйства должна перейти к Совету Труда и Обороны (СТО), органу, который первоначально ведал вопросами, связанные с организацией обороны, подготовки к нуждам войны постепенно становясь высшим хозяйственным органом. Высший Совет Народного Хозяйства фактически становится комиссариатом промышленности. Этот Комиссариат руководит всей государственной промышленностью, финансирует ее, учитывает ее работу, заботится об ее укреплении и т. д. Поскольку идея централизованого управления промышленностью оказывается несостоятельной — Высший Совет Народного Хозяйства передает управление частью предприятий в губернские и областные Советы Народного Хозяйства, которые также становятся органами по-управлению местной промышленностью, тогда как общее руководство хозяйственной жизнью губернии переходит к губернским экономическим совещаниям, являющимся местными отделениями Совета Труда и Обороны. Теперь мы имеем новую организацию и ВСНХ, приспособленную к новым задачам нашего хозяйства. По положению о ВСНХ, он имеет следующие функции:
„2. К предметам ведения Высшего Совета Народного Хозяйства Союза ССР относятся:
а) общее регулирование государственной промышленности и торговой деятельности предприятий Высшего Совета Народного Хозяйства, наблюдение за кооперативной и частной промышленностью;
б) содействие развитию промышленности на территории Союза ССР;
в) общее руководство деятельностью Высших Советов Народного Хозяйства союзных респубик;
г) управление, в пределах действующего законодательства, государственными промышленными предприятиями, которые в установленном порядке будут признаны имеющими общесоюзное значение, а также организация новых предприятий общесоюзного значения;
д) составление производственного плана и бюджета промышленности общесоюзного значения, рассмотрение производственных планов и промышленных бюджетов Высших Советов Народного Хозяйства союзных республик, составление общего производственного плана и бюджета промышленности Союза ССР в целом и представление их через Госплан на утверждение Совета Труда и Обороны; проведение мероприятий по исполнению общесоюзного производственного плана и промышленного бюджета и составление отчетов по их исполнению.
е) разработка вопросов по организации новых производств, рационализации производства и технического улучшения;
ж) разработка вопросов промышленного законодательства, издание руководящих инструкций, правил и обязательных постановлений, регулирующих деятельность промышленности, как государственной, так и кооперативной и частной, и наблюдение за их исполнением;
з) разработка вопросов о сдаче промышленных предприятий в концессию;
и) разработка вопросов финансирования и кредитования промышленности и организация такого финансирования и кредитования;
к) использование, в пределах действующего законодательств, капиталов трестированных и нетрестированных госпредприятий, находящихся в ведении Высшего Совета Народного Хозяйства Союза ССР, и капиталов Президиума Высшего Совета Народного Хозяйства, а равно организация трестов и акционерных обществ, заключение договоров и соглашения;
л) организация, по соглашению с Центральным Статистическим Управлением, промышленной статистики;
м) организация, на основании особых положений, научных институтов и учреждений для изучения различных вопросов промышленного хозяйства и руководство указанными учреждениями;
н) созыв съездов и совещаний по вопросам промышленности и государственной торговли, с привлечением к участию в них других ведомств, учреждений и общественных организаций, а также и участие в таких съездах и совещаниях, созываемых другими ведомствами.
Для выполнения возложенных на него задач ВСНХ организуется в следующем виде: весь центральный аппарат распределяется на ряд управлений и отделов:
1. Главное Экономическое Управление, при котором состоит Промышленная Плановая Комиссия (Промплан):
2. Центральное Управление Государственной Промышленности.
3. Главное Управление Военной Промышленности.
4. Научно-Технический Отдел.
Кроме того, при Президиуме ВСНХ состоят: Геологический Комитет, Высшее Геодезическое Управление, Редакционно-Издательский Отдел".
Таким образом, мы видим, что в основном ВСНХ разделяется на две крупные части: экономическое управление и управление государственной промышленностью. В то время как первое направляет и руководит общей промышленной политикой, второе непосредственно управляет государственной крупной промышленностью.
Функции Главного Экономического Управления „Положение о ВСНХ" СССР формулирует следующим образом:
а) общее руководство деятельностью Высших Советов Народного Хозяйства Союзных Республик;
б) разработка законодательных предположений по всем вопросам, касающимся государственной, кооперативной и частной промышленности, и наблюдение за государственной промышленностью, кроме подведомственной Центральному Управлению Государственной Промышленности (ст. 6), за кооперативной и частной промышленностью в пределах действующего законодательства;
в) согласование деятельности Центрального Управления Государственной Промышленности в деле управления общесоюзными предприятиями с интересами государственной промышленности в целом;
г) разработка общих вопросов промышленной политики, как-то: организации государственной, кооперативной и частной промышленности, организации сбыта продукций промышленности, организации труда, финансирования и кредитования промышленности и отдельных ее отраслей, а равно учета и отчетности;
д) разработка, для внесения через Государственную Плановую Комиссию в Совет Труда и Обороны, общего производственного плана и промышленного бюджета для всего Союза ССР, в частности, предварительная разработка перспективного и текущего плана промышленности, как части плана общесоюзного; наблюдение за выполнением утвержденных планов:
е) руководство синдикатами и другими объединениями общесоюзной промышленности, поскольку последние не переданы в ведение Центрального Управления Государственной Промышленности.
ж) организация промышленной статистики (п. „л" ст. 2);
з) разработка вопросов об организации новых промышленных объединений и ликвидации промышленных объединений;
и) разработка планов постановки новых производств, вопросов рационализации производства, рационального распределения предприятий по районам и пр.
В задачи Управления Государственной Промышленности входит:
а) распоряжение капиталами трестированных и не трестированных госпредприятий, а равно капиталами тех же госпредприятий и Президиума Высшего Совета Народного Хозяйства, вложенными в промышленные, торговые и кредитные учреждения;
б) назначение, с утверждения Президиума Высшего Совета Народного Хозяйства, личного состава, руководящего деятельностью вышеупомянутых предприятий;
в) контроль над деятельностью тех же учреждений и предприятий, в частности, руководство Ревизионными Комиссиями трестов и синдикатов;
г) составление производственного плана и бюджета промышленности, подведомственной Центральному Управлению Государственной Промышленности;
д) осуществление, в отношении трестов, других прав и обязанностей Высшего Совета Народного Хозяйства, предусмотренных декретом 10 апреля 1923 г.
Таким образом, мы имеем теперь в лице ВСНХ высший экономический орган, который направляет всю промышленность, главным образом, крупную государственную, по пути наибольшей организации и укрепления в интересах нашего хозяйства.
Таковы формы, которые носит в настоящее время управление промышленностью, и эти формы наполнены совершенно новым содержанием, коренным образом отмечающим новую политику в промышленности.

Продолжение книги

Сведения о рынке ипотеки в Волгограде и Волгоградской области, сроки кредитования
   Про ипотеку

Особенности социальной ипотеки

Способы погашения ипотечного кредита

Условия ипотечного кредитования

Причины отказа по ипотечному кредиту


   Про страхование

Страхование загородной недвижимости

Автокредит - экономим на страховке

Cтрахование автотранспорта

Основные ошибки при автостраховке

   Про инвестиции

Инвестиции и критерии оценки их эффективности

Инвестиции в драгоценные металлы

Покупка акций как вариант инвестирования

Облигации как объект инвестирования

Что выбрать - фондовый рынок или недвижимость?


© Копирование материалов данного сайта запрещено